суббота, 16 сентября 2017 г.

История развития кузнечной обработки металлов в России в 10-15 веках

Художественная ковка в Москве и Московской области

Кузнечное дело — это не просто ремесло, а душа металла, закалённая огнём и руками мастера. С древних времён кузнец в России был не только создателем орудий труда и оружия, но и хранителем традиций, знаний и силы своего народа. В каждом ударе молота звучала история, передаваемая из поколения в поколение. В этой статье мастер кузнец расскажет, как развивалось кузнечное ремесло на Руси в X–XV веках — от первых простых наковален и глинодомных горнов до появления сложных технологий, позволивших русским мастерам создавать оружие и утварь, не уступавшие лучшим образцам Европы.

История развития кузнечного дела на Руси

Художественная ковка в Москве и Московской области

Железо было известно восточным славянам с древнейших времён. На заре металлургии основным способом его обработки служила ковка. Сначала люди пытались уплотнять губчатое железо в холодном состоянии, выбивая из него примеси, а затем догадались нагревать металл, что позволило придавать ему любую форму. Уже к X–XI векам, с ростом ремесленного производства, у славян появляются сельскохозяйственные орудия — соха и плуг с железным лемехом. Археологи, исследуя древний Киев, находят многочисленные изделия из металла: серпы, замки, украшения, оружие — всё это плоды труда кузнецов, литейщиков и ювелиров.

Возникновение и развитие кузнечного ремесла

Художественная ковка в Москве и Московской области

К XI веку металлургия получила широкое распространение как в деревне, так и в городе. Основным сырьём служили болотные и озёрные руды, простые в добыче и повсеместно встречающиеся в лесостепных районах. Почти каждое славянское поселение имело доступ к месторождениям железной руды, поэтому кузнецы были обеспечены материалом. Руду собирали летом — обычно в августе, затем сушили и обжигали осенью.

Процесс получения металла был трудоёмким. Из руды выплавляли железо с помощью сыродутного способа — продувки холодным воздухом через горн. При температуре около 800 °C железо выделялось в виде тестообразной массы — крицы. Более высокая температура, необходимая для получения жидкого металла, тогда ещё была недостижима, поэтому сам процесс называли «варкой железа». Эффективность выплавки была низкой: часть металла неизбежно оставалась в шлаке.

Художественная ковка в Москве и Московской области

Сыродутные горны и первые кузницы

Первые горны представляли собой примитивные очаги, позже — глиняные печи, вырытые в земле, известные как «волчьи ямы». С X века начали строить наземные печи с мехами для нагнетания воздуха. После «варки» железа домницу разбирали, извлекали крицу и проковывали её, удаляя шлак и уплотняя металл.

С ростом ремесленного производства кузнецы постепенно выделились в отдельную профессию. Кузнечное дело стало одним из первых видов специализированного труда. В их распоряжении находились горн, меха, наковальня, молоты и молотки, клещи, зубила и прочие инструменты. Технология ручной ковки практически не менялась вплоть до XIX века.

Художественная ковка в Москве и Московской области
Инструменты для обработки черных и цветных металлов:
  • 1 - кузнечный молот,
  • 2 - кузнечный молоток,
  • 3 - кузнечные клещи большие,
  • 4 - клещи малые,
  • 5 - гвоздильня,
  • 6 - кузнечная наковальня,
  • 7 - фигурная наковальня,
  • 8 - подсека, бородки,
  • 9 - напильники,
  • 10 - клещи-плоскогубцы,
  • 11 - ювелирные тисочки,
  • 12 - ювелирный пинцет,
  • 13 - кузнечный пробойник,
  • 14 - паяльник,
  • 15 - кусачки,
  • 16 - ювелирная наковальня,
  • 17 - ножницы по металлу,
  • 18 - зубила,
  • 19 - молоток для чеканки,
  • 20 - ювелирный молоток.

Техника древнерусской ковки

Кузнецы Древней Руси владели множеством приёмов: сваркой, клёпкой, закалкой, пробивкой отверстий, скручиванием и навариванием стальных лезвий. Простые изделия (гвозди, серпы, косы, ножи, лопаты) изготавливались одним мастером, а более сложные предметы (цепи, замки, кольца, удила) требовали участия помощника.

Изготовление оружия и инструментов требовало высокой квалификации. Например, топоры ковали с применением железных вкладышей, копья — из треугольных заготовок, которые сворачивались в трубку и свариваются. Котлы клепали из нескольких пластин.

Кузнецы в городе и деревне

Художественная ковка в Москве и Московской области

К IX–X векам ремесло разделилось на вотчинное, сельское и городское. Городские мастера обладали более высоким уровнем техники: их кузницы имели сложное оборудование и набор подкладок для ковки фигурных изделий. В их арсенале находились десятки инструментов — от кувалд и напильников до тисков и пуансонов.

Ассортимент изделий был огромен: от сельскохозяйственных орудий (лемехов, серпов, кос) до оружия, доспехов, замков, украшений и бытовых вещей.

Оружейное и слесарное дело

Художественная ковка в Москве и Московской области

Среди кузнечных профессий особое место занимали оружейники и бронники. Они изготавливали мечи, сабли, копья, кольчуги, шлемы и щиты. Уже в IX–X веках археологи находят многочисленные кольчуги и кованые кольца, подтверждающие существование кольчужных мастерских. Русские мастера умели изготавливать шлемы, схожие по форме с варяжскими, но более лёгкие и прочные. Примером высшего мастерства является шлем Ярослава Всеволодовича (XIII век) и украшенные оружейные изделия времён Андрея Боголюбского.

Русские кузнецы прекрасно знали свойства стали, её закалку и сварку, хотя процесс был сложным из-за различий в температуре плавления железа и стали.

Ремесло в период раздробленности и монгольского нашествия

К XII–XIII векам кузнечное ремесло достигло расцвета. Возникли новые ремесленные центры, а продукция стала массовой. Однако монгольское нашествие (1237–1240 гг.) нанесло огромный урон: многие мастерские были уничтожены, технологии утрачены.

Возрождение ремесла началось в XIV веке. Кузнецы снова стали изготавливать оружие, инструменты и даже первые металлические пушки. В XV веке русские мастера достигли высокого уровня техники, создавая украшенные изделия из стали и серебра.

Развитие кузнечного производства в XVI веке

Художественная ковка в Москве и Московской области

К концу XV – началу XVI века, с образованием единого Российского государства, Москва становится главным центром металлургии и ремесла. Здесь создаются крупные мастерские — например, Пушечный двор, где работал знаменитый мастер Андрей Чохов, создатель «Царь-пушки».

В XVI веке появляются усовершенствованные домницы и механические молоты, приводимые в движение водой. Производительность кузниц возрастает, появляются новые профессии: сабельники, подковщики, замочники, кольчужники, лемешники и другие.

Так, от простых очагов и ручных горнов до сложных кузнечных механизмов русское кузнечное ремесло прошло путь длиной в несколько веков, став основой развития отечественной металлургии и машиностроения.

В продолжение темы посмотрите также наш обзор Создание первых металлургических заводов в России

2 комментария: